ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ  МАСТЕРСКОЙ.

 

 

 

« УТВЕРЖДАЮ»                                                                    « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                          ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

______________Н.В.ЕДОМСКАЯ                      __________________

«1»  СЕНТЯБРЯ   200   Г.                                  «1»  СЕНТЯБРЯ  200  Г.

 

1. ОБЩИЕ   ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящие правила по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно- производственных мастерских являются обязательными для школ, мастерских, кабинетов и предприятий, в которых проводится подготовка учащихся.
  2. Административно- педагогический персонал учебных заведений, обучающий школьников в учебных и учебно- производственных мастерских, а также административно- технический персонал предприятий, ведающий трудовой подготовкой учащихся 9-11 классов средних школ, обязан хорошо изучить настоящие правила, также правила техники безопасности, действующие на предприятии, транспорте, стойках и организациям по специальностям, по которым работают обучающиеся, руководствоваться ими и строго соблюдать в практической деятельности.
  3. Учителя строго обязаны обучить школьников правильному и безопасному обращению находящимся в учебных мастерских оборудованием, безопасным методам выполнения работ и следить за соблюдением учащимися мер безопасности.
  4. Ответственность за выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных и учебно- производственных мастерских, на школьных учебно- опытных участках несут директора школ и учителя, которые руководят этой работой, а при прохождении производственной практики на предприятиях,  в колхозах, совхозах, РТС – их руководители и  лица, под руководством которых осуществляется обучение производственному труду.
  5. Администрация школ, а также предприятий, строек и организаций на которых проводятся трудовые политехнические практикумы учащихся, отвечает за прохождение осмотра, с целью определения возможности допуска их к работам в учебных и учебно- производственных мастерских и на производстве. В дальнейшем медицинский осмотр должен производиться не реже одного раза в полугодие. Допуск учащихся к работе без предварительного медицинского осмотра не разрешается.
  6. Режим работы учащихся, в учебно- производственных мастерских, а также при прохождении ими практики на производстве должен регламентироваться учебными планами подготовки молодых рабочих, составляемыми в соответствии с действующим законодательством. На учащихся распространяются все установленные законодательством правила о труде подростков, по технике безопасности и промышленной санитарии и по охране труда несовершеннолетних. Работа учащихся во вредных цехах, а также использование на вредных работах ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Обучение на производстве учащихся, не достигших 15 лет, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

 

  1. Для подростков – школьников рабочие места организуются только на изолированных участках и специальных пролетах или цехах в строгом соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии, изложенными в настоящих правилах.
  2. Проведение обучения и работы учащихся в помещениях учебных и учебно- производственных мастерских, в школах и на предприятиях допускается при выполнении всех требований настоящих правил. Разрешение на проведение заняттий в школьных мастерских выдается перед началом учебного года комиссией отдела народного образования в соответствии представителей районной администраации, районо, райСЭС и райкома профсоюза и заведующего учебными мастерскими.

Разрешение оформляется актом / форма акта приложение №1/.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ И УЧЕБНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ

МАСТЕРСКИМ.

 

 

А.        ПОМЕЩЕНИЯ УЧЕБНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ,                   

             УЧАСТКОВ, ПРОЛЕТОВ.

 

 

  1. Учебные цеха не должны располагаться вблизи входов на территорию промышленных предприятий с наветренной  стороны по отношению к основным цехам. В случае расположения их в глубине территории они должны иметь благоустроенные безопасные проходы к зданию, в стороне от установленных грузопотоков.

Проходы и проезды должны иметь асфальтированные или цементное покрытие. В местах пересечения проходов с наземными транспортными путями должно быть достаточное освещение в вечернее время, световая и звуковая сигнализация.

  1. В зависимости от технологического процесса, объема и тяжести оборудования учебно- производственные помещения могут располагаться на любом этаже здания за исключением подвального. При этом междуэтажные перекрытия должны отвечать нормальным требованиям экукоизоляции.

При организации учебных цехов должно быть исключено возможное вредное влияние технологических и производственных процессов соседних цехов данного предприятия.

Запрещается организация учебных участков и пролетов в цехах предприятий с высоким уровнем шума /более 75 дб/, высокочастотной вибрацией и наличием в воздухе рабочих помещений токсических веществ.

  1. Межшкольные мастерские, обслуживающие несколько школ, должны иметь  самостоятельный участок.
  2. Встроенные в школьные здания учебные мастерские располагать изолированно от классных помещений / на первом этаже в торцах зданий/ с устройством звукопоглащающих капитальных стен и перекрытия второго этажа.
  3. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.

 

 

 

 

  1. Кубатура и полезная площадь помещений учебных мастерских должны строго соответствовать действующим типовым проектам зданий, учебных  и учебно- производственных мастерских школ.

В связи с особенностями педагогического процесса и большой физической активностью учащихся во время работы площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25-40% по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего.

Так, для обучения токарей площадь на одно рабочее место должна составлять 6 квадратных метров, фрезеровщиков и шлифовальщиков 9-12 квадратных метра, электросварщиков – 7,5 квадратных метра, слесарей – инструментальщиков, сборщиков, ремонтников и других – 4 квадратных метра.

  1. Расположение и устройство инструментальных складов должны быть наиболее удобными для обслуживания учебно – производственного процесса и транспортировки инструмента, приспособлений, материалов и готовой продукции.

Площадь инструментальной для хранения инструментов, приспособлений и образцов должна быть не менее 15 квадратных метров. Склад для хранения длиномерных пиломатериалов и железа, фанеры и других материалов следует располагать рядом с помещением, где проводятся работы с древесиной, в торцевой части здания с одним выходом непосредственно наружу и вторым – в прилегающую мастерскую. Площадь склада должна соответствовать нормам нормального хранения материала, изложенным в пункте 57 настоящих правил.

  1. Полы производственных помещений / деревянные, цементные и др./ должны быть теплыми, гладкими, нескользкими, непылящимися и удобными для очистки, а также удовлетворять эксплуатационным требованиям данного помещения. При наличии цементных полов рабочие места учащихся и  преподавателей должны быть оборудованы деревянными решетками.

В помещениях, где производится работа с кислотами и щелочами, а также с другими агрессивными веществами / сои, нефтепродукты и др./, полы должны быть устойчивыми в отношении химического воздействия и не допускать адсорбции указанных веществ.

  1. В холодный период года влажность и температура воздуха в учебных мастерских должны отвечать требованиям, установленным для соответствующих видов производства.
  2. Двери, лестницы и коридор должны быть устроены согласно требованиям строительных и противопожарных правил и норм. Проезды и проходы внутри мастерской должны иметь ясно обозначенные габариты, очерченные белыми линиями или заменяющими их знаками. Не разрешается загромождение проходов, лестниц и коридоров.
  3. Стены и потолки должны быть гладкими и покрыты красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения /эмульсионные и силикатные для потолков и полов, масляные для панелей и стен./
  4. Все санитарно – бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в  исправности и чистоте. После каждого занятия полы убираются влажным или другим способом, не допускающим пыления.
  5. В мастерских устанавливаются 20% умывальников с горячим водоснабжением и индивидуальными смесителями, щетками, мылом и полотенцами или заменяющими их устройствами.

 

 

 

 

  1. Мастерские обеспечиваются доброкачественной / отвечающим стандартам требованиям/ питьевой водой. Температура питьевой воды должна быть не ниже + 8 градусов и не выше + 20 градусов. Обязательна установка питьевых фонтанчиков или питьевых баков фонтанирующими насадками. Вода в баках должна меняться ежедневно. У питьевых баков необходимо устройство приемников для стока воды.
  2. Учебно- производственные мастерские обеспечиваются необходимыми  средствами для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалом /аптечки/, носилками с зафиксированным адресом и телефоном ближайшего лечебного заведения, где может быть оказана медицинская помощь.
  3. Гардеробные для хранения верхней одежды устраиваются отдельно от гардеробных для хранения домашней одежды и спецодежды.

 

 

Б.     ТРЕБОВАНИЯ К ОСВЕЩЕНИЮ, ОТОПЛЕНИЮ. ВЕНТИЛЯЦИИ.

 

 

  1. Естественное и искусственное освещение помещений учебных мастерских должно удовлетворять требованиям, предусмотренным санитарными правилами содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ- интернатов.

При определении коэффициента естественного освещения учебно- производственных помещений школ и школ – интернатов эти помещения следует приравнивать к помещениям производственных зданий с точными работами /3 разряд работ/, а рабочие места для обучения кройки и шитья – ко 2 разряду работ.

  1. Направленность основного светового потока в учебных помещениях должна быть с левой стороны от учащегося, а на рабочих местах – в учебно – производственных помещениях – в соответствии с технологическими требованиями.
  2. Наименьшая освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола помещений мастерских по обработке металла и древесины должна быть: при люминисцентных лампах -  300 лк, при лампах накаливания не менее 100 лк и 50 лк / на полу/.
  3. В 1,2,3 и 4 строительно- климатических зонах в световых проемах с южной, западной и юго-западной ориентацией окон требуется устройство солнцезащитных приспособлений /жалюзи, козырьки/.
  4. Окна и другие световые проемы запрещается загромождать изделиями, инструментом, материалами и другими предметами.

Складывание вблизи окон материалов , изделий и других предметов не должно ухудшать естественную освещенность мастерской. Оборудование мастерских, как правило, должно быть размещено так, чтобы оно не затемняло рабочую зону.

  1. Стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее 2-х раз в год, а в помещениях с значительным выделением дыма, пыли, копоти – по мере их загрязнения, но не менее 4-х раз в год.
  2. К мытью окон зданий любой этажности воспрещается привлекать учащихся даже старших классов.
  3. Стекла в рамах должны быть надежно креплены, чтобы исключить возможность выпадения их из рамы.

 

 

  1. Сажать деревья надо на расстоянии тройной высоты их во взрослом состоянии от школьного здания, но не ближе 10 метров с тем, чтобы кроны разросшихся деревьев не заслоняли окон; ветки растущие около окон здания деревьев необходимо подрезать каждую весну.
  2. Искусственное освещение допускается общее или комбинированное /общее плюс местное/. Применение только местного освещения недопустимо.
  3. Светильники местного освещения / с любыми лампами/ для производственных помещений должны иметь отражатели, сделанные из непросвечивающегося материала с защитным углом не менее 30 градусов. Яркость светильников местного освещения не должна превышать 100 нт. Светильники местного освещения должны питаться током при напряжении не выше 36 В.
  4. Типы светильников, рекомендуемые для освещения производственных помещений.
  5. Сохранение требуемой освещенности должно поддерживаться систематической очисткой арматуры и светильников и ламп от пыли и грязи не реже двух раз в месяц, а в мастерских, где по роду работы имеются значительные выделения пыли, дыма и копоти – не реже 4 раз в месяц.
  6. Перегоревшие лампы, поврежденная арматура должны заменяться немедленно. Смена ламп, арматуры, предохранителей, а также чистка светильников и приборов должна производиться электромонтером. Выполнение  этих работ запрещается поручать учащимся. В светильники общего и местного освещения могут применяться только лампы той мощности, на которую светильники рассчитаны. Лампы применяются для общего и местного освещения должны быть снабжены электроосветительной арматурой. Применение открытых ламп запрещается. Высота светильников общего освещения должна быть не менее 3м от пола. Примечание: гарантийный срок службы для ламп накаливания 1000 часов, люминисцентных ламп – 2500- 3000 часов горения, по истечению которого электролампы должны систематически заменяться.
  7. В помещениях, мастерских, коридорах устанавливается аварийное освещение, которое должно создать освещенность не менее 0,3 лк на полу по линии основных проходов и на ступенях лестниц.
  8. Светильники аварийного освещения должны быть присоединены к сети независимой от сети рабочего освещения начиная от счета подстанции, или при наличии только одного ввода, начиная от этого ввода.
  9. Электрическая часть осветительных установок /напряжение, выполнение и защита осветительных сетей, заземление и т.д./ должны удовлетворять требованиям « Правил устройства электроустановок «/ПУЭ/.
  10. Учебно – производственные мастерские и вспомогательные помещения должны быть оборудованы вентиляцией и отоплением. Вентиляция может быть естественной или смешанной и должна обеспечивать воздухообмен 20 кубических метров/ час на человека. Производственные процессы сопровождаемые выделением пыли/электроточилка, наждачные круги и др./ оборудуются приспособлениями для её улавливания и удаления / кожухи с местными отсосами и др./ Местные отсосы должны обеспечивать воздухообмен 250 метров кубических в час. Воздухообмен местной вытяжки от клееварки должен составлять 250 метров кубических в час.
  11. Оборудование учебных мастерских – установка для никелирования, для окраски распылением, аппарат точечной сварки, рабочие места по отливке и термообработке, как правило, должны устанавливаться в отдельном помещении с обязательным устройством местных вытяжных отсосов.

 

 

  1. Проведение учебных монтажных работ с использованием мягких припоев должно строго соответствовать « Основным требованиям к организации учебных работ, содержанию учебно- производственных помещений, организации рабочих мест учащихся и меры индивидуальной профилактики при пайке мелких изделий сплавами, содержащими свинец» /приложение 2/.
  2. Вентиляционные устройства должны быть всегда и находиться под постоянным наблюдением лиц отвечающих за работу вентиляции.
  3. Вентиляционные установки должны подвергаться планово- предупредительному ремонту, периодическому техническому и санитарно- гигиеническому испытанию. Результаты испытаний заносятся в специальный журнал.

В школьных мастерских могут быть установлены осевые вентиляторы следующих марок: М-9 №4, М-9№5, М-( №6, и центробежные вентиляторы марок Ц4-70 №2,5; ЭВР №2, Ц13-50 №2.

  1. Для  помещений учебных и учебно- производственных мастерских рекомендуется централизованное отопление:

·        центральное водяное с металлическими радиаторами;

·        лучистое с бетонными панелями;

·        лучистое с бетонными панелями;

·        в школьных мастерских допускается воздушное совмещение с приточной вентиляцией при температуре подаваемого воздуха не более 60% без рециркуляции.

  1. Запрещается для цепей отопления учебных учебно- производственных мастерских применять временные чугунные или другие печи.
  2. Оптимальная температура воздуха в помещениях учебных мастерских по обработке металла должна быть 15-16 градусов цельсия, в мастерских по обработке древесины – 14-15 градусов цельсия.
  3. Ворота и входные двери в капитальных стенах должны быть утеплены. У ворот и дверей, через которые происходит транспортировка материалов и изделий, должны быть калитки.
  4. Учебные и учебно- производственные мастерские, независимо от наличия вентиляции, должны иметь в оконных проемах открывающиеся фрамуги или другие открывающиеся устройства для проветривания. Для открытия и регулирования фрамуг окон должны быть удобные приспособления, управляемые с пола.
  5. Переплеты окон и световых фонарей, двери и тамбуры к ним должны находиться в исправном состоянии. К моменту наступления зимы их следует утеплять.

 

 

 

В.     ОБОРУДОВАНИЕ    И МАТЕРИАЛЫ.

 

  1. Все эксплуатируемое оборудование учебных и учебно- производственных мастерских должно находиться в полной исправности и надежно закреплено. Оборудование и механизмы должны иметь все необходимые надежно закрепленные ограничители.
  2. Расположение оборудования должно соответствовать учебно- производственному процессу, нормам расстановки оборудования и условиям его работы, а также обеспечить безопасные условия труда учащихся.

 

 

 

  1. Вновь устанавливаемое оборудование может быть пущено в эксплуатацию лишь с санкции технической инспекции и органов народного контроля с оформлением соответствующего акта.
  2. Передачи должны быть обеспечены надежными и удобными в эксплуатации предохранительными ограждениями.
  3. Передачи, находящиеся внутри оборудования и агрегатов, должны быть закрыты со всех сторон. Доступ к ним должен осуществляться устройствами открывающегося ипа, а не съемного типа. Подающие валки и подобные устройства должны быть обеспечены приспособлениями исключающими возможность захвата одежды и пальцев работающего.
  4. Оборудование и механизмы учебных мастерских должны иметь индивидуальные приводы. Передача движения к оборудованию трансмиссиями в учебных мастерских не разрешается.
  5. Обрабатываемые, движущиеся и вращающиеся детали, изделия, выступающие за габариты оборудования должны быть ограждены и иметь устойчивые поддерживающие приспособления.
  6. Оборудование надлежит окрашивать в светлые тона одного цвета /зеленый/. Места, подлежащие ограждению, - в красный цвет, резко выделяющийся при снятом ограждении.
  7. Исправность и состояние оборудования и его ограждений должны проверяться до начала работы мастерской, инструктором или учителем труда. Работа на неисправном оборудовании запрещается.
  8. Пуск и остановка оборудования и механизмов должны быть совершенно безопасны, а пусковые устройства удобны в обращении.
  9. Пусковые устройства должны быть лишены возможности самопроизвольного включения. Наличие нескольких мест пуска запрещается. Вблизи рабочего места учителя должен быть рубильник /кнопка «стоп»/ отключения всего оборудования учебной мастерской.
  10. Кнопки включения любого оборудования должны быть углублены на 3-5 мм., а кнопка выключения должна выступать на 3-5 мм. И иметь хорошо видную надпись «стоп» - цвет красный.
  11. Уборка стружек, обрезков, пыли и грязи с оборудования производиться только с помощью крючков, щеток, сметок и т.д. при выключенном оборудовании. Без применения указанных приспособлений уборка запрещается.
  12. Учащиеся, работающие на оборудовании с применением охлаждающих смесей, должны быть проинструктированы о необходимых мерах предосторожности.
  13. Ремонт оборудования во время его работы запрещается.
  14. Перед пуском оборудования после ремонта или накладки все ограждения , а также приспособления должны быть поставлены на место, прочно и правильно закреплены.

 

 

Г.       РАБОЧЕЕ МЕСТО.

 

  1. Рабочее место учащегося должно быть организовано так, чтобы предупредить всякую возможность несчастного случая. Каждое рабочее место должно быть оборудовано сидениями, которыми учащиеся могут пользоваться для отдыха и производства отдельных операций при выполнении основной работы.

 

 

 

 

  1. Рабочие места запрещается загромождать материалами, заготовками , деталями и отходами производства. Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения работы, запрещается.
  2. Руководители учебных заведений, учителя трудового обучения обязаны:

·        обеспечить учащихся исправными инструментами;

·        следить за тем, чтобы инструмент был правильно заточен;

·        следить за правильным выполнением трудовых приемов.

  1. Инструмент должен находиться в специальных шкафах.
  2. Тиски на верстаках устанавливаются на расстоянии не менее 1 м, между их осями. Ширина верстака не менее 0,75 м . Для  защиты от отлетающих осколков должны быть щиты высотой не менее 1 м.
  3. Учащиеся, допускаемые к ремонту и затачиванию инструментов ,должны быть проинструктированы.
  4. Молотки, кувалды и др. инструменты должны иметь выпуклую поверхность бойка, без заусениц с исправной рукояткой.
  5. Ручки молотков из мягких пород дерева /ель, сосна/ изготавливать запрещается.
  6. На хвостовики /напильников, стоместок и др./ должны быть насажены ручки стянутые металлическими кольцами. Работа с неисправными ручками запрещается.
  7. При работе зубилом или клейцмеселем для защиты глаз учащегося от осколков – применяют очки.
  8. Пилы, ножовки должны быть правильно разведены и хорошо заточены .Ручки прочно и надежно закреплены.
  9. Строгальный инструмент для обработки древесины /рубанки, фуганки, и т.д./ должны иметь гладкие ровно заточенные колодки.
  10. Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок и не иметь трещин.
  11. Все приспособления, применяемые на оборудовании, должны быть исправными, удобными, безопасными в эксплуатации.
  12. Все переносимые в ручную тяжести, когда на это затрачивается не более 1/3 рабочего времени, не должны превышать согласно трудовому законодательству:

Для юношей   15 лет               - 8,2 кг.

Для девушек 15 лет                 - 5,0 кг.

Для юношей 16-18 лет            - 16,4 кг.

Для девушек 16-18 лет            - 10,2 кг.

Учащихся моложе 15 лет запрещается привлекать к работам связанным с переноской и передвижением тяжестей.

  1. Для подъема , установки и снятия тяжелых деталей должны применяться подъемные приспособления и устройства. Безопасная эксплуатация подъемных механизмов осуществляется в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

 

 

Д.       ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ СРЕДСТВА.

85.  учащиеся во время прохождения трудового обучения или производственной практики, а также мастера должны быть обеспечены исправной и доброкачественной спецодеждой, предохранительными приспособлениями , согласно действующим для данного вида производства нормам.

 

 

 

 

  1. Учащимся на время трудового политехнического обучения выдаются хлопчатобумажные халаты или фартуки, рукавицы, защитные очки и др. в соответствии с действующими нормами за счет школы.

 

 

 

  1. Мастерам трудового и производственного обучения выдаются бесплатно халат хлопчатобумажный со сроком носки 12 месяцев, рукавицы комбинированные – на 6 месяцев, очки защитные – на 6 месяцев.
  2. Допуск мастеров и учащихся к работе без спецодежды и предохрнительных приспособлений запрещается.
  3. Мастера, инструкторы, учителя по трудовому обучению обязаны строго следить за выполнением учащимися как в мастерских, а также на предприятиях указанных требований по мерам индивидуальной защиты во время работы, а также обеспечить уход за индивидуальными защитными приспособлениями.

 

 

 

 

Ш.       ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

 

 

  1. Учебно- производственные мастерские должны быть полностью обеспечены  противопожарным инвентарем, огнетушителями, сигналами и прочим оборудованием. Расположение и устройство противопожарных средств должны отвечать указанным типовым правилам.
  2. Воспрещается загромождать доступ и проходы к противопожарному инвентарю и оборудованию.
  3. Обтирочный материал, как  использованный , так и не использованный, должен складываться и храниться в специальных металлических ящиках закрытых крышками.
  4. Использованный обтирочный материал, стружки, мусор должны убираться после каждого занятия.
  5. В столярной мастерской не должно быть более одного дневного запаса материалов.
  6. Хранение легковоспламеняющися и огнеопасных материалов / бензин, керосин , спирт и др./ должны производиться в специальных помещениях согласно с пожарной инструкцией.
  7. Выдача и наполнение  посуды, приборов и т.д. воспламеняющимися и огнеопасными материалами должны производиться вне мастерской в специально отведенном месте.
  8. В столярной мастерской и на складе, где хранится легко воспламеняющиеся   материалы и готовые изделия, электросветильники должны быть заключены в стеклянные колпаки.
  9. Электронагревательные приборы должны устанавливаться в специально отведенном  помещении.

 

 

1У.     ИНСТРУКТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.

 

 

  1. Все мастера, инструкторы и учителя трудового обучения должны знать правила, положения и инструкции по технике безопасности и промышленной санитарии применительно к областям техники и труда , которым обучаются учащиеся как в учебных мастерских, так и на предприятиях. К трудовому обучению учащихся может быть допущен только тот административно – педагогический персонал, который прошел проверку знаний по технике безопасности квалификационной комиссией отдела народного образования.

100.На учащихся, проходящих трудовые политехнические практикумы на предприятиях, распространен тот же порядок прохождения и инструктажа по технике безопасности , который установлен для рабочих предприятий. Всю ответственность за инструктаж учащихся на рабочих местах несет администрация предприятия.

101.Поручая какую-либо работу учащемуся  учитель, помимо ознакомления  учащегося с технологией процесса, устройством машин, станка и другими условиями работы, обязан проинструктировать о мерах безопасности при данной работе, рассказать о назначении предохраняющих устройств оборудования, безопасных методах работы. Подготовке и работе рабочего места, правилах личной гигиены. Эти знания периодически проверяются, закрепляются.

102. Ни один учащийся, не должен быть допущен к практической работе, а также к самостоятельной работе и обслуживанию любого оборудования без соответствующего обучения, работе на станке, должной проверке знаний по технике безопасности в пределах учебной программы, правил, инструкций по технике безопасности, относящихся к его специальности.

ПРОВЕДЕНИЕ ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОЛЖНО БЫТЬ СООТВЕТСТВЕННО ОФОРМЛЕНО В ЖУРНАЛЕ.

 

103. На производственных участках, в учебных мастерских должны быть вывешаны соответствующие плакаты по технике безопасности, предупредительные надписи и инструкции по технике безопасности.

104. Организационно- технические причины несчастного случая должны быть немедленно устранены и приняты меры к предупреждению подобных случаев в дальнейшем.

 

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ    / 5- 8 КЛАССЫ/

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД

 

 

 

С Т А Н К И

 

·        Горизонтально –фрезерный НГФ – 110 Ш4                    - 1 шт.

·        Заточные учебные ЭТШ –1                                               -1 шт.

·        Настольные сверлильные 2М 112                                    - 2 шт.

·        Настольные фуговальнонильные ФПШ –5Ш             - 1 шт.

·        Токарно- винторезные ТВ – 5 или ТВ –6                         - 3 шт.

·        Токарные по дереву СТД – 120 М                                    - 2 шт.

·        Электроточило ЭТ –75                                                       - 1 шт.

 

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

·        Верстаки комбинированные 20 шт.

·        Верстаки слесарные 20 шт.

·        Дрели ручные с патроном до 8 мм.  20 шт.

·        Очки защитные  20 т.

·        Плиты разметочные защитные 200х 200. 65 мм

·        Прессы для штамповки 1 шт.

·        Плиты разметочные 400х400хх65 мм.

·        Приспособления универсальные гибочные для работы с листовым металлом и проволокой

·        Разводки для пил универсальные  20 шт.

·        Струбицы металлические 120х60 мм.   20 шт.

·        Стусли с 4.  1 шт.

·        Тиски станочные с ручным приводом 80 мм.

·        Щетки кордовые 270 х60мм.

·        Щетки сметки ручные

·        Электросветильники БЭС –1-1

 

ПРИБОРЫ

 

·        Вольтометры У – 4286

·        Источники электропитания ИПТ

·        Приборы для определения механических свойств металлов

·        Печи муфельные ПМ – 8

·        Плитки электрические лабораторные ПЭЛ – 300

·        Комплекты для пайки и выжигания

·        Электродвигатели с принадлежностями ЭДП.

 

« УТВЕРЖДАЮ»                                                                        « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                                  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

___________Н.В.ЕДОМСКАЯ                                   ________________ _________

«1»  СЕНТЯБРЯ  200__ Г.                                           «1»  СЕНТЯБРЯ  200____ Г

 

И Н С Т Р У К Ц И Я №

 

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА

АБРАЗИВНОМ СТАНКЕ /ЭЛЕКТРОТОЧИЛЕ/.

 

ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ

1.      работа на заточенных станках без индивидуальных средств защиты может привести к следующему:

·        травмирование глаз /ранение, ожоги, засорение/;

·        движущими , не закрытыми деталями станка захват одежды, волос;

·        ранение лица, тела в результате вылета осколков абразива или инструмента из-за большого зазора подручника.

 

 ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

 

1.      Правильно надеть спецодежду.

2.      Проверить надежность креплений, ограждений опасных мест на станке: защитного кожуха у абразивного круга и концов шпинделя, а также исправность защитного экранчика против абразивной пыли.

3.      Путем осмотра убедиться, нет ли трещин и осколков на абразивном круге.

4.      Проверить станок на холостом ходу, отступить несколько в сторону от опасной зоны против круга.

 

ВО ВРЕМЯ  РАБОТЫ

 

  1. при заточке инструмента необходимо надежно удерживать его руками, плавно, без рывков и усилий подводить к абразивному кругу несколько выше горизонтальной оси его.
  2. Не наклоняться к затачиваемому инструменту для наблюдения за ходом заточки. Момент соприкосновения круга с инструментом определяется по искре. Момент окончания заточки определяется после того, как круг отведен от инструмента  и инструмент выведен в безопасную зону.
  3. Во избежании травм запрещается:

·        производить заточку а неисправном круге;

·        работать без защитного экрана или очков;

·        стоять в направлении плоскости вращения абразивного круга;

·        проводить заточку на боковой поверхности круга;

·        определять рукой на ощупь остроту и ровность заточенных инструментов;

·        класть предметы на корпус станка;

·        отходить от станка до полной остановки вала с абразивным кругом.

 

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

1.      Выключить станок. После окончания вращения круга убрать пыль со станка с помощью сметки.

  1. Привести себя и индивидуальные средства в порядок.
  2. станок сдать учителю.

 

« УТВЕРЖДАЮ»                                                                         « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                                ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

_____________Н.В.ЕДОМСКАЯ                             __________________________

«1»  СЕНТЯБРЯ   200___Г.                                      «1»  СЕНТЯБРЯ   200___Г.

 

И Н С Т Р У К Ц И Я №

 

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ДЕРЕВОФУГОВАЛЬНЫХ СТАНКАХ.

 

ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ

  1. Ранение рук при работе без колодок и толкателей.
  2. Ранение рук при работе без ограждений ремня, ножевого вала.
  3. Ранение рук при работе с неправильно установленными ножами.

 

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

  1. Одеть и привезти  в порядок спецодежду:

·        застегнуть обшлага рукавов;

·        спрятать волосы под берет; косынку, завязанную без свисающих концов;

·        надеть защитные очки.

  1. Не допускать загромождения рабочего места.
  2. Следить, чтобы неработающая часть ножевого вала была ограждена.
  3. Проверить прочность механического закрывающего ограждения рабочей части ножевого вала.
  4. При работе на комбинированном станке следить, чтобы циркульная пила была прочно закрыта. Запрещается одновременная работа на фуговальной и круглопильной части станка.
  5. Убедиться в прочности креплений заземления станка.
  6. Перед началом работы проверить станок на холостом ходу.

 

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1.      При ручной подаче древесины пользоваться наводящими колодками или толкателями.

  1. Применять нажимное приспособление. Категорически запрещается прижимать деталь рукой.
  2. При обработке детали длиннее рабочего стола пользоваться козлами / подставками с роликами/. В крайнем случае деталь обрабатывается вдвоем /один подает деталь, другой принимает её и поддерживает до конца обработки/.
  3. Не допускать работу на станке при выщербленной остроскошенной накладке и толкателе.
  4. Складывать материалы и детали аккуратно, в определенное место так, чтобы они не могли мешать работе.
  5. Не смахивать стружку ли щепки на ходу станка.
  6. При всяком удалении станка следует отключать его и дождаться полной остановки.
  7. Не останавливать и не тормозить выключенный, но еще продолжающий вращаться ножевой вал.

 

                                                                 ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

 

  1. После прекращения вращения ножевого вала убрать со станка стружку и пыль. Уборку проводить специальной щеткой – сметкой.
  2. Разложить приспособления и инструменты на установленные места.
  3. Привести себя и спецодежду в порядок.
  4. Станок сдать учителю.

 

 

 

 

« УТВЕРЖДАЮ»                                                                                 « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                                        ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

___________Н.В.ЕДОМСКАЯ                                          _________________________

«1»  СЕНТЯБРЯ  200___Г.                                                 «1»  СЕНТЯБРЯ 200___Г.

 

 

 

ПРАВИЛА ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ № 1.

 

 

  1. Перед работой необходимо ознакомиться с описанием приборов и прежде чем включить прибор в цепь, проверить, соответствует ли напряжение в сети тому, на которые рассчитан прибор. На всех приборах на видном месте должны быть  указатели напряжения, на которые они рассчитаны и их полярность
  2. Все приборы должны быть исправны, отрегулированы, содержаться в чистоте и регулярно проверяться. Приборы, используемые учащимися, должны иметь ограничивающие устройства, исключающие возможность поражения электрическим током. Эти устройства должны или понижать напряжение до безопасного значения или иметь достаточное сопротивление, ограничивающее силу тока до 0,01 А. Корпуса металлических приборов, где это необходимо, надо заземлять. В качестве заземления запрещается использовать газо- водопроводные и отопительные трубы.
  3. Соединительные провода должны быть гибкими, хорошо изолированными с наконечниками. При сборке цепи их нельзя скручивать, натягивать. Сечение проводов должно соответствовать силе тока, текущего по ним. Для  включения и выключения цепи необходимо использовать выключатели. Все розетки, щитки, вилки не должны быть с трещинами, сколами и т.д. Инструменты, применяемые в электромонтажных работах / отвертки, кусачки, плоскогубцы и т.п./, должны иметь изолированные ручки.
  4. Предохранители должны быть калиброванными, категорически запрещается использовать самодельные предохранители. Установку и замену предохранителей так же, как и сборку цепи или устранение в ней неполадок, нужно осуществлять только при отключении напряжения.
  5. Предохранители напряжения в цепи можно проверять только приборами. Все распределительные щиты и пульты питания следует снабжать кнопкой аварийного отключения, обеспечивающей отключение электропитания всего кабинета или класса / за исключением общего освещения/.
  6. Во избежание поражения статическим электричеством все конденсаторы необходимо сразу же после опытов разрядить. Особенно внимательно и аккуратно следует быть при замыкании и размыкании цепей, имеющих катушки большой индуктивности. При опытах с сильными магнитными полями необходимо снять с руки часы. При всех случаях обнаружения повреждения электрического оборудования, измерительных приборов и проводов / появление специфического запаха, дыма, нагревания приборов и т.п./необходимо отключить напряжение. По окончании работы следует немедленно выключить электроприборы.

 

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАБИНЕТОМ_____________

« УТВЕРЖДАЮ»                                                                               « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                                         ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

____________Н.В.ЕДОМСКАЯ                                         _______________________

«1»  СЕНТЯБРЯ 200___Г.                                                   «1»  СЕНТЯБРЯ  200___ Г.

                       

И Н С Т Р У К Ц И Я №

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА СВЕРЛИЛЬНОМ СТАНКЕ

 

ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ

 

  1. Ранение глаз отлетающей стружкой при сверлении металла.
  2. Ранение рук при плохом закреплении деталей.

 

 

ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

 

  1. Правильно надеть спецодежду / фартук с нарукавниками и головной убор/.
  2. Проверить надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.
  3. Проверить надежность соединения защитного заземления /зануления/ с корпусом станка.
  4. Надежно закрепить сверло в патроне.
  5. Проверить работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопки.
  6. Прочно закрепить деталь в ручных и машинных тисках.
  7. Надеть защитные очки.

 

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

1.      После того как шпиндель станка набрал полную скорость , сверло к детали подавать плавно, без усилий и рывков.

  1. Во избежание травмы в процессе работы на станке ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

·        наклонять голову близко к сверлу;

·        производить работу в рукавицах;

·        класть посторонние предметы на станину станка;

·        отходить от станка не выключив его;

·        смазывать или охлаждать сверло с помощью снега или мокрых тряпок; тормозить руками патрон или сверло.

  1. При прекращении подачи электротока НЕМЕДЛЕННО отключить мотор.
  2. Перед остановкой станка необходимо отвести сверло от детали, после чего выключить мотор.

 

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

 

  1. После остановки вращения сверла удалить стружку со станка с помощью щетки. В пазах станочного стола стружка убирается металлическим крючком. Запрещается сдувать стружку ртом или сметать рукой.
  2. Отделить сверло от патрона и сдать станок дежурному или учителю.

 

 

                  УЧИТЕЛЬ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ:__________

 

 

« УТВЕРЖДАЮ»                                                                              « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                                       ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

______________Н.В.Едомская                                           _______________________

«1»  СЕНТЯБРЯ  200___Г.                                                «1»  СЕНТЯБРЯ  200__Г.

 

 И Н С Т Р У К Ц И Я №

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА

ТОКАРНОМ СТАНКЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ.

 

ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ

 

  1. Ранение глаз отлетающей стружкой.
  2. Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали.
  3. Ранение рук при неправильном обращении с резцом.
  4. Ранение осколками  плохо склеенной древесины, косослойной, суковатой.

 

ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

 

  1. Правильно убрать спецодежду / фартук с нарукавниками, головной убор/.
  2. Проверить надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.
  3. Осмотреть надежность присоединения защитного заземления /зануления/ к корпусу станка.
  4. Убрать со станка все посторонние предметы, инструменты разложить на установленные места.
  5. Проверить , нет ли в заготовке сучков и трещин, обтесать заготовку до нужной формы, после чего надежно закрепить на станке.
  6. Установить подручник с зазором 2-3 мм от отрабатываемой детали и закрепить его на высоте от цетровой линии заготовки.
  7. Проверить исправность режущего инструмента и правильность его заточки.
  8. На холостом ходу проверить работу станка, а также исправность пусковой коробки путем включения и выключения её кнопок.
  9. Перед началом работы надеть защитные очки.
  10.  

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

  1. После того как рабочий вал наберет полное число оборотов, режущий инструмент подавать к обрабатываемой детали плавно, без рывков и чрезмерных усилий.
  2. Своевременно подвигать подручник к обрабатываемой детали, не допускать увеличения зазора.
  3. Во избежание травм во время работы на станке ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

·        близко наклонять голову к станку;

·        замерять обрабатываемую деталь до полной остановки её вращения;

·        останавливать путем торможения рукой обрабатываемой детали;

·        отходить от станка, не выключив его.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

  1. Уложить на свои места инструменты.
  2. Удалить со станка стружку при помощи щетки. Сдувать стружку ртом и сметать рукой запрещается.
  3. Сдать станок учителю

 

.УЧИТЕЛЬ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ___________

 

 

« УТВЕРЖДАЮ»                                                   « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                             ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

__________Н.В.ЕДОМСКАЯ                                _____________________

«1» СЕНТЯБРЯ 200__Г.                                          «1»  СЕНТЯБРЯ 200___Г.

 

И Н С Т Р У К Ц И Я №

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РУЧНОЙ  ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ

 

 

 

ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ:

 

 

1.      Правильно надеть спецодежду / фартук с нарукавниками и головной убор/.

  1. Проверить наличие инвентаря /сидение, щетка- сметка, совок/, исправность верстака /зажимные коробки, упоры для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа/.
  2. Разложи на верстаке инструмент индивидуального пользования в строгом порядке, установленном учителем. На верстаках не должно быть ничего лишнего.

 

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:

 

1.      Надежно закрепи  обрабатываемый материал в зажимных верстаках.

  1. Пользуйтесь инструментом только по назначению, исправным, хорошо налаженным и наточенным.
  2. Технологические операции выполняй на верстаке в установленных местах/ пиление, обтесывание, долбление, сверление, соединение деталей/, используя приспособления, упоры и подкладные доски.
  3. Не допуская захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращай инструментальщику инструмент общего пользования.
  4. Не отвлекайся во время работы, следи за правильными приемами работы.
  5. При работе с клеем соблюдай противопожарные правила.
  6. При избежании травмирования необходимо:

·        следить за натяжкой полотна лучковой пилы и не используй палец руки как упор при первоначальном запиле;

·        проверить чистку стругов/ рубанок, шерхебель, фуганок/ деревянным клинком;

·        в случае порчи инструмента во время работы немедленно заменить его.

 

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ:

 

1.      Проверить состояние инструментов. Остатки материалов, незаконченные изделия сдай дежурному. Сдувать стружку ртом или рукой запрещается.

2.      Привести себя в опрятный вид: почисти одежду и обувь, помой руки, сними спецодежду.

             УЧИТЕЛЬ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ______________

 

 

« УТВЕРЖДАЮ»                                                                             « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                                    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

_____________Н.В.ЕДОМСКАЯ                                  _______________________

«1»  СЕНТЯБРЯ  200___Г.                                             «1»  СЕНТЯБРЯ 200___Г.

 

 

 

 

И Н С Т Р У К Ц И Я 

 

 

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАЗМЕТКЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ

МАТЕРИАЛОВ

 

 

 

 

   Основная опасность при разметке – ранение острием шила или циркуля.

 

  1. Передавать шило или циркуль допускается только тупой частью вперед.

 

  1. Запрещается класть шило, ножницы, циркуль в карман.

 

  1. После работы инструменты необходимо укладывать в специальный ящик, острием на себя.

 

  1. Не допускается разметка деталей на весу.

 

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАБИНЕТОМ  ТРУДА______________

 

 

 

 

« УТВЕРЖДАЮ»                                                                       « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                                 ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

______________Н.В.ЕДОМСКАЯ                            _______________________________

« 1»   СЕНТЯБРЯ 200 __ Г.                                       ОТ « 1»   СЕНТЯБРЯ 200 __ Г.

 

 

 

 

 

И Н С Т Р У К Ц И Я №

 

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПИЛИВАНИИ ЛОБЗИКОМ

 

 

 

 

 

 

  1. Разрешается работать только исправным лобзиком, обеспечивающим надежное и правильное закрепление пилки.

 

  1. Ручка лобзика не должна иметь трещин, сучков.

 

  1. Выпиливание выполняется на специальных столиках. Столики должны быть ровными и гладкими.

 

  1. При выпиливании применяется прямая сидячая поза.

 

  1. Основная опасность при работе лобзиком – ранение рук в результате поломки пилки. Пилку следует перемещать сверху вниз равномерно, без перекосов, с небольшим нажимом на металл.

 

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАБИНЕТОМ:  _______________

 

 

С П Е Ц О Д Е Ж Д А

 

Для отдельных категорий работников школ и других

Учреждений просвещения.

 

 

  1. Библиотекарь: халат – 12 мес.
  2. Дворник: фартук х/б – 12 мес.

                       Рукавицы  -  12 мес.

  1. Истопник: фартук х/б – 12 мес.

                         Рукавицы  -  4 мес.

4. Лаборант :   халат х    - 12 мес.

                          Фартук прорезиненный  - 6 мес.

                          Очки дежурные, перчатки – 12 мес.

5.Кладовщик:  фартук прорезиненный – 6 мес.

                             Рукавицы – 3 мес.

                            Халат х   -  12 мес.

6.Мастер УПК: халат х/б – 12 мес.

                            Рукавицы комб. – 6 мес.

                            Очки – 6 мес.

  1. Повар: костюм х/б – 12 мес.

                   Передник х/б – 12 мес.

                   Ботинки кожаные – 12 мес.

                   Колпак   - 12 мес.

                   Фартук клеёнчатый – 12 мес.

  1. Посудомойщицы: сапоги резиновые – 12 мес.

      Рабочие по кухне: перчатки резиновые – 12 мес.

                                      Рукавицы комб.- 6 мес.

  1. Прачка: халат х/б – 12 мес.

                          Косынка – 12 мес.

                          Фартук прорез. – 12 мес.

                           Галоши – 12 мес.

                           Сапоги резиновые – 12 мес.

  1. Слесарь: комбинезон дежурный

                      Сапоги резиновые

                      Рукавицы – 3 мес.

                      Зимой куртка ватная дежурная

  1. Уборщица: халат х/б – 12 мес.

                          Перчатки резиновые дежурные

                          Галоши дежурные

  1. Шофер: комбинезон х/б – 12 мес.

                     Рукавицы с двумя пальцами – 6 мес.

  1. Кочегар: костюм х/б – 12 мес.

                      Ботинки кожаные – 12 мес.

                      Рукавицы – 2 мес.

                      Очки дежурные

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»                                                                                 « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                                     ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

____________Н.В.ЕДОМСКАЯ                                    __________________________

«1»  СЕНТЯБРЯ   200___Г.                                            «1»  СЕНТЯБРЯ 200____Г.

 

И Н С Т Р У К Ц И Я №

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ФРЕЗЕРНОМ СТАНКЕ.

 

ОПАСНОСТИ НА РАБОТЕ.

 

  1. Ранение рук и пальцев.
  2. Перелом локтевой кости.
  3. Заматывание волос оправкой фрезы и скальпирование.
  4. Поражение глаз отлетающей стружкой при обработке хрупких металлов.

 Но, кроме указанных, возможны и другие несчастные случаи, характерные для работы на металлорежущих станках.

 

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

 

1.      Одеть и привести в порядок свою спецодежду:

·        застегнуть обшлага рукавов на пуговицы;

·        спрятать волосы под берет, косынку, завязанную без свисающих концов;

·        надеть защитные очки.

  1. Осмотреть станок и проверить его исправность на холостом ходу; на месте ли все ограждения и исправны ли они.
  2. Проверить исправность рабочего и вспомогательного инструмента.
  3. Проверить исправность защитного заземления.

 

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

  1. Установить и надежно укрепить фрезу и обрабатываемую деталь.
  2. Не класть ничего на станок и не облокачиваться на него.
  3. Не отвлекаться во время работы посторонними делами и разговорами.
  4. Пользоваться только исправными инструментами.
  5. Не хватать ремень, фрезу, работающие части станка.
  6. Не убирать стружку руками, а пользоваться для этого щеткой и др. инвентарем.
  7. Не тормозить станок руками нажимом на ремень или шкив.
  8. Нельзя работать на станке со снятыми ограждениями.
  9. Нельзя отлучаться от станка, не остановив его предварительно.

 

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

 

  1. Остановить станок.
  2. Удалить стружку со станка и вытереть его и инструмент.
  3. Привести в порядок рабочее место. Смазать станок.
  4. Сдать учителю станок и рабочее место.
  5. Привести  себя в порядок.

 

 

 

 

 

« УТВЕРЖДАЮ»                                                                                  « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                                    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

___________Н.В.ЕДОМСКАЯ                                      _______________________

«1»  СЕНТЯБРЯ  200___ Г.                                           «1»  СЕНТЯБРЯ   200___ Г.

 

И Н С Т Р У К Ц И Я №

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА РАБОТЕ НА КРУГЛОПИЛЬНОМ

/ЦИРКУЛЬНОМ/ СТАНКЕ.

 

ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ

  1. Ранение при работе без ограждения.
  2. Ранение при выбрасывании пиломатериала при работе без распиливающего ножа.
  3. Ранение при работе без специального толкателя.
  4. Ранение осколками при обработке косослойного, недоброкачественного материала.
  5. Ранение рук при опиливании мелких частиц без отводного клина.
  6. Ранение рук при вынимании осколков на ходу станка.

 

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

  1. Правильно надеть спецодежду:

·        застегнуть обшлага на пуговицы;

·        спрятать волосы под берет, косынку, завязанную без свисающих концов;

·        надеть защитные очки.

  1. Убрать все лишнее и не загромождать пиломатериалами рабочее место.
  2. Проверить чтобы рабочая часть диска пилы была снабжена колпаком, а не рабочая часть диска , расположенная под столом станка, должна быть ограждена специальными приспособлениями – щитами.
  3. При работе на комбинированном станке следить, чтобы часть ножевого вала была прочно закрыта специальным загрождением. Не допускать одновременной работы циркульной и фуговальной частей станка.
  4. Провернуть несколько раз пилу и проверить, не бьет ли она, прочно ли  закреплена на валу. Осмотреть пилу и убедиться в том, что она не имеет трещин, надрывов и поломанных зубьев.
  5. Осмотреть, правильно ли установлены направляющая линейка, расклинивающий нож /он должен быть на 0,5 мм толще пропила древесины/.
  6. Проверить заземление /зануление/ станка.
  7. Испытать правильность работы станка на холостом ходу путем включения и выключения кнопок пусковой коробки.
  8. Проверить подготовленную для распилования древесину на отсутствие в ней гвоздей, не подлежащих распилу сучков и т.п.

 

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

1.      При распиловке пиломатериала по длине следить, чтобы сзади пилы был расклинивающий нож, а при поперечной – отводящий клин.

  1. Древесину плавно, без рывков подавать к пиле. Надежно удерживать и подвигать её вперед, не допуская перекашивания.
  2. При распиловке древесины по длине, превышающей длину рабочего стола, должны быть установлены впереди и позади стола прочные опоры в виде козел с роликами.
  3. Движение зубьев пилы с места подвода дерева при продольной и поперечной распиловке.
  4. Пользоваться толкателем для продвижении дерева при продольной и поперечной распиловке.
  5. Не подавать материал на пилу животом, стоять сбоку движения пиломатериала.
  6. Не вынимать и не сметать осколков на ходу станка.
  7. Остановить пилу при обнаружении стука или каких –либо перебоев в работе пилы.
  8. Отлучаясь от станка следует отключить его и дождаться полной остановки.
  9. Не останавливать и не тормозить выключенную, но еще продолжающую вращаться пилу.

 

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

 

После прекращения вращения пильного диска  убрать и привести в порядок рабочее место и пилу.

Привести в порядок себя и спецодежду.

Сдать станок учителю.

 

 

« УТВЕРЖДАЮ»                                                                  « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                         ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

__________Н.В.ЕДОМСКАЯ                             ________________________

«1»  СЕНТЯБРЯ 200____Г.                                 «1»    СЕНТЯБРЯ   200___Г.

 

 

И Н С Т Р У К Ц И Я №

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА СТРОГАЛЬНОМ СТАНКЕ.

 

ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ

 

1.      Ранение рук движущимися частями и резцом.

  1. Травмирование лица и глаз отлетающей стружкой.
  2. Ушиб движущейся платформой продольно- строгального станка или ползуном.

 

 

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

 

1.      Одеть и привести в порядок спецодежду:

·        застегнуть обшлага рукавов;

·        спрятать волосы под берет, косынку, завязанную без свисающих концов;

·        надеть защитные очки.

  1. Убрать все лишнее со станка и ненужные при работе детали.
  2. Осмотреть станок и проверить его исправность на холостом ходу.
  3. Проверить исправность защитного заземления /зануления/.

 

 

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

1.      Надежно крепить обрабатываемую деталь.

  1. Не использовать для установки и крепления деталей неприспособленными подкладками, несоразмерными гаечными ключами.
  2. Не производит на ходу станка измерение обрабатываемых деталей, съемка их, дождаться полной остановки станка.
  3. Накопившуюся стружку на станке не сметать рукой, а пользоваться специальной щеткой.
  4. Затупление и выкрошивание резца определять по поверхности обрабатываемой детали.
  5. Не отвлекаться посторонними разговорами.
  6. Отлучаться от станка, следует выключив его и дождаться полной остановки.
  7. Не класть, заготовки, инструменты и приспособления на станок.

 

 

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

 

  1. Остановить станок.
  2. Убрать рабочее место, инструмент и приспособления. Смазать станок.
  3. Сдать учителю станок и рабочее место.
  4. Привести себя в порядок.

 

 

 

« УТВЕРЖДАЮ»                                                                          « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                            ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

___________Н.В.ЕДОМСКАЯ                              ______________________

«1»  СЕНТЯБРЯ  200___Г.                                     «1»  СЕНТЯБРЯ    200___ Г.

 

 

И Н С Т Р У К Ц И Я №

 ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТОКАРНОМ СТАНКЕ ПО МЕТАЛЛУ.

 

ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ.

 

Несчастные случаи при работе на токарных станках происходят вследствие:

  1. Отсутствия или неисправности ограждения.
  2. Непрочного крепления детали и инструмента.
  3. Неисправности и притупления режущего инструмента.
  4. Надевания и снятия ремня на ходу станка.
  5. Неисправности электрооборудования и , в частности, заземления.
  6. Беспорядка на рабочем месте.

 

 

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

 

  1. Правильно надевать спецодежду /фартук с нарукавниками или халат/:

·        застегнуть обшлага рукавов на пуговицы, избегать завязывать их тесьмой;

·        спрятать волосы под головной убор: берет или косынку, завязанную  без свисающих концов.

2.      Проверить наличие и надежность крепления защитных ограждений и соединения на приставочной тумбочке или на особом приспособлении.

  1. Прочно закрепить резец и обрабатываемую деталь. Вынуть ключ из патрона и положить на установленное место.
  2. Проверить работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок и рычагов управления.

 

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

  1. плавно подводить резец к обрабатываемой детали, не допускать увеличения сечения стружки.
  2. Во избежание травм запрещается:

·        наклонять голову близко к патрону или режущему инструменту;

·        передавить и принимать предметы через вращающиеся части станка;

·        облокачиваться или опираться на станок, класть на него инструменты или заготовки;

·        измерять  обрабатываемую деталь, смазывать, чистить и убирать стружку со станка до остановки;

·        охлаждать режущий инструмент или обрабатываемую деталь с помощью тряпки или концов;

·        выход из- под резца длинной стружки;

·        останавливать станок путем торможения рукой патрона;

·        отходить от станка, не выключив его;

·        поддерживать и ловить рукой отрезаемую деталь.

 

 

  1. Зачистку деталей на станке производить напильником или шкуркой, прикрепленными к жесткой оправе. Рукоятка оправы должна быть с  предохранительным кольцомри работе держать её левой рукой.
  2. Перед выключением станка необходимо отвести резец от обрабатываемой детали.
  3. При работе на центрах проверить, надежно ли закреплена задняя бабка, и следить, чтобы засверловка была достаточна и угол её соответствовал углу центров.
  4. Пользоваться ключами, соответствующими гайкам и головками болтов.
  5. Обрабатываемый пруток не должен выступать за пределы станка.
  6. При выключении тока в сети во время работы немедленно выключить пусковую кнопку.

 

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

  1. Отвести суппорт, выключить мотор.
  2. Удалить стружку со станка при помощи щетки, а из пазов – крючками. Сдувать – запрещается.
  3. Протереть станок, смазать, привести в порядок инструмент и индивидуальные средства защиты. Сдать станок дежурному или учителю.

 

 

 

 

« УТВЕРЖДАЮ»                                                                   « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                             ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

___________Н.В.ЕДОМСКАЯ                              __________________________

«1»  СЕНТЯБРЯ  200___Г.                                     «1»  СЕНТЯБРЯ  200___Г.

 

И Н С Т Р У К Ц И Я №

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ ПО МЕТАЛЛОПОКРЫТИЮ С КИСЛЫМИ ЭЛЕКТРОЛИТАМИ НИКЕЛЯЕДИ, ЦИНКА, ОЛОВА.

 

 

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ.

 

1.      Правильно надеть спецодежду: фартук с нарукавниками или халат /желательно фартук прорезиненный/; головной убор – берет, косынку, завязанную без свисающих концов.

  1. Приготовить к работе инструменты и приспособления.
  2. Убедиться в неисправности местной вытяжной вентиляции. В случае неисправности немедленно сообщить учителю.
  3. Помнить, что электролиты и их пары ядовиты4 отравление цинковым электролитом вызывает рвоту, свинцом – хроническое « свинцовое отравление», никелевые электролиты вредно действуют на кожу, вызывают « никелевую экзему», поэтому не допускать попадания электролитов на кожу и не производить работу при бездействующей вентиляции.

 

 

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

 

  1. Погружать изделие в ванну осторожно, не допуская разбрызгивания электролита. При выемке изделия подержать его над ванной, дать электролиту стечь, чтобы не замочить руки, одежды и пола.
  2. Упавшие в ванну детали извлекать совком с длинной ручкой, специальными клещами, сеткой или спецэлектромагнитом. Запрещается доставать со дна ванны упавшие детали руками.
  3. Попавший на кожу электролит немедленно и тщательно смыть проточной водой / холодной/ и 1% раствором питьевой соды.
  4. При переноске, переливании, а также заливке кислоты в ванну надеть защитные очки, прорезиненный фартук с нагрудником, резиновые перчатки.
  5. Не наливать воду в кислоту, а наоборот, вливать кислоту в воду; кислоту заливать в воду тонкой струей, небольшими порциями при непрерывном помешивании.
  6. При ожогах кислотой, до обращения за медицинской помощью, обожженное место немедленно и тщательно промыть обильным количеством холодной воды, затем 1% водным раствором питьевой соды, снова большим количеством воды, после чего смазать обожженное место вазелином или глицерином, а при попадании кислоты в глаза немедленно промыть их холодной водой 1% раствором питьевой соды.
  7. Чистку контактов, штанг и анодов производить только влажным способом в резиновых перчатках после отключения тока от ванны.

 

 

 

 

 

  1. При всяком, даже незначительном заболевании /головной боли, заболевании дыхательных путей, желудка, потливости, признаках « никелевой экземы», раздражении или ранении кожи/, немедленно обратиться за медицинской помощью, предупредив об этом учителя.

 

 

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ.

 

  1. Привести в порядок рабочее место. Все приспособления и инструменты промыть водой, вытереть и убрать на отведенные для них места.
  2. При работе с кислыми электролитами уносить спецодежду домой категорически запрещается. Одежду необходимо хранить в специальном месте.
  3.  Привести  себя в порядок. Вымыть руки, лицо, теплой водой с мылом, прополоскать рот водой.

 

 

 

« УТВЕРЖДАЮ»                                                                    « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                            ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

__________Н.В.ЕДОМСКАЯ                               _______________

«1»  СЕНТЯБРЯ  200___ Г.                                  «1»  СЕНТЯБРЯ  200__Г.

 

И Н С Т Р У К Ц И Я №

 

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ЭЛЕКТРОСВАРОЧНОМ АППАРАТЕ

 

 

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

 

1.      Правильно надеть спецодежду и приготовить защитную маску, щиток или очки. Под ноги положить резиновый коврик.

  1. Удалить с рабочего места посторонние и ненужные предметы.
  2. Проверить исправность сварочной части аппарата.
  3. Включить вентиляционную систему.
  4. Проверить надежность заземления кожуха трансформатора.
  5. Убедиться, что вблизи проводимой работы нет легковоспламеняющихся материалов.
  6. О всех обнаруженных неисправностях сообщить и без его разрешения к работе не приступать.

 

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

  1. Уложить свариваемую деталь устойчиво. Применять для этой цели приспособления.
  2. Не смотреть не защищенными светофильтрами глазами на пламя вольтовой дугой.
  3. При смене электродов огарки бросать в ящик.
  4. При кратковременных перерывах вешать электродержатель только на специальную подставку.
  5. Работая на электроточечном сварочном аппарате, необходимо следить за состоянием электродов. При наличии нагара или сгорании концов электродов следует их зачистить, при этом диаметр контактов плоскости поддерживать в номинальном состоянии, предварительно отключив  трансформатор от электропитания.
  6. Надевать защитные очки при зачистке поверхностей свариваемого изделия или удалении с наплавленных электродов слоя нагара.
  7. применять напильники только с исправными, хорошо насаженными ручками.
  8. При временном уходе с рабочего места  обязательно выключить сварочный аппарат.
  9. В случае сгорания проводов сварочный аппарат, а затем трансформатор, пламя затушить песком или огнетушителем.
  10. При пробое изоляции первичной обмотки трансформатора немедленно выключить трансформатор, сообщить об этом учителю и без его разрешения работу не продолжать.

 

 

 

 

 

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

  1. ОТКЛЮЧИТЬ СВАРОЧНЫЙ АППАРАТ ОТ ЭЛЕКТРОСЕТИ.

 

 

  1. Убрать рабочее место, собрать огарки и окалину в ящик: сметать отходы со стола только щеткой, проверить состояние инструмента, приспособлений.
  2. Выключить вентиляционные устройства.
  3. Привести  себя в порядок. Снять спецодежду, вымыть руки, лицо.

 

 

 

« УТВЕРЖДАЮ»                                                                    « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                               ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

___________Н.В.ЕДОМСКАЯ                                ________________________

«1»  СЕНТЯБРЯ  200___Г.                                       «1»  СЕНТЯБРЯ  200___Г.

 

И Н С Т Р У К Ц И Я №

 

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЛИЬЕ МЕТАЛЛОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ.

 

 

ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ

 

Несоблюдение требований техники безопасности при литье металла приводит к несчастным случаям:

Ø      ожоги тела и глаз расплавленным металлом или шлаком / при разливе металла, переноске ковша с металлом, сливе металла на сырую и холодную землю в окопе/;

Ø      ушибы тела при неосторожной закладке металла в печь;

Ø      отравлении газами при неисправной вентиляции.

 

 

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

 

1.      Правильно надеть спецодежду: фартук с нарукавниками или халат /лучше фартук, изготовленный из сурового полотна/; головной убор /берет , косынку/; защитные очки , брезентовые рукавицы.

2.      Подготовить рабочее место. Расположить инструмент, оборудование и материалы / кокели, опоки, формовочная земля и т.д./

3.      Проверить исправность муфельной печи, состояние ковша и приспособлений к нему.

4.      Проверить , нет ли влаги или сырости на площадке заливки металла.

 

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

  1. Не заполнять ковш доверху. Уровень металла должен не доходить на 30-40 мм до верха ковша.
  2. При контроле за плавлением металла в пеи пользоваться специальными очками или смотровым стеклом.
  3. При вынимании ковша из печи стоять на безопасном расстоянии от расплавленного металла.
  4. Не  допускать ударов по ковшу.
  5. Не оставлять металл на дне ковша, не ставить ковш на сырое место.
  6. Шлак счищать только сухими и подогретыми счищалками.
  7. Не вводить в ковш с жидким металлом холодных материалов.
  8. При заливке металла не становить на форму.
  9. Стоять как можно дальше от заливаемой или только что залитой формы.
  10. Пролитый металл немедленно убрать.

 

 

 

 

 

 

 

ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

 

 

  1. Отключить муфельную печь от электропитания.
  2. Убрать рабочее место. Остатки расплавленного металла вылить в сухие подогретые формы, а не на землю.
  3. Разложить инструмент, приспособления, индивидуальные средства защиты на установленные учителем для этого места.
  4. Привести себя и спецодежду в порядок. Вымыть лицо и руки.

 

 

« УТВЕРЖДАЮ»                                                                 « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                        ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

_____________Н.В.ЕДОМСКАЯ                     ___________________________

«1»  СЕНТЯБРЯ  200___Г.                                «1»  СЕНТЯБРЯ  200___Г.

 

И Н С Т Р У К Ц И Я №

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭЛЕКРОПАЯНИИ.

 

 

 

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ.

1.      Правильно надеть спецодежду.

  1. Подготовить и проверить исправность инструмента, электропаяльника и приспособлений. Особенно убедиться в исправности ручки электропаяльника и состоянии проводов.
  2. Проверить надежность заземления рабочего стола.
  3. Убедиться, что вблизи места работы нет легковоспламеняющихся материалов и горючих жидкостей.
  4. О всех обнаруженных неисправностях сообщить учителю и без его разрешения к работе не приступать.

 

 

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

1.      Обращаться с электропаяльником осторожно, не ронять и не использовать в качестве ударного инструмента.

  1. При пайке остерегаться брызг расплавленного припоя  и не касаться горячими руками, чтобы не обжечься.
  2. При кратковременных перерывах в работе положить нагретый электропаяльник на специальную подставку.
  3. Отлучаясь от рабочего мест, следует выключить электропаяльник, не вынимая вилку из штепсельной розетки рывком за провод.
  4. При пайке, лужении и работе с кислотами пользоваться резиновыми перчатками и защитными очками.
  5. Все химические вещества, применяемые при пайке, необходимо держать в стеклянной посуде с притертыми стеклянными пробками. На каждой посуде должна быть надпись с названием вещества.
  6. Травление изделий перед лужением и травление кислотами  для приготовления хлористого цинка следует проводить под вытяжным шкафом или в специально отведенном помещении.
  7. Быть осторожным с флюсами для паяльных работ. Не разливать на стол, пол, на одежду и обувь. Не смачивать руки и не пробовать  на язык, особенно хлористый цинк / кислоту/.
  8. применять защитные очки во время пайки.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

1. Выключить электропаяльник.

  1. Убрать рабочее место. Положить на установленное место инструменты,      приспособления, припой и флюсы.
  2. Выключить / закрыть/ вентилятор.
  3. Привести себя в порядок.

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»                                                                           « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                                   ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

___________Н.В.ЕДОМСКАЯ                                     __________________________

«1»  СЕНТЯБРЯ  200__Г.                                             «1»  СЕНТЯБРЯ  200__Г.

 

И Н С Т Р У К Ц И Я №

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕРЕНОСНЫХ ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТОВ /ДРЕЛЬ, ПЕРЕНОСНОЙ ТРАНСФОРМАТОР, ДОЛБЕЖНИК, ШЛИФОВАЛКЕ, ПИЛА/.

 

ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ

 

1.      Работа с переносным электроинструментом при невыполнении правил техники безопасности может привести к несчастным случаям, а именно:

-         ранение ног упавшим электроинструментом,

-         ранение глаз отлетающей стружкой, осколками режущего инструмента,

-         поражение электрическим током при отсутствии заземления или неисправности проводки,

-         ранение при неправильном креплении режущего инструмента.

 

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

  1. Правильно надеть спецодежду.
  2. Получая инструмент, путем внешнего осмотра убедиться:

·        в надежности крепления всех резьбовых соединений;

·        в легкости и плавности всех ходовых частей,

·        в правильности направления вращения режущего инструмента,

·        в исправности токоведущего шлангового кабеля и защитного заземления ,

·        в надежности работы выключателя.

  1. Не выполнять работ, не входящих в круг прямых обязанностей, без разрешения учителя.
  2. Изучить правила оказания первой помощи и практического применения искусственного дыхания при поражении электротоком.
  3. Получить монтажные резиновые перчатки и коврик. Предварительно проверить их исправность.
  4. Во время работы быть внимательным.

 

 

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

1.      Не допускать наличия гвоздей и других металлических предметов в обрабатываемом материале.

  1. Не допускать сырости, загрязнения, попадания стружек и других посторонних предметов на электроаппаратуру.
  2. Следить за исправностью защитного заземления инструмента.
  3. После установки обрабатываемой детали в верстаке или другом рабочем месте включить электроинструмент, подавать / нажать/ его так, чтобы не было резкого движения или толчка.
  4. Нельзя работать при вибрации электроинструмента.
  5. Обрабатывать детали в специальных пакетах / шаблонах/ или надежно закрепленные.
  6. Отлучаясь от рабочего места, обязательно следует отключить электроинструмент от сети.

 

 

  1. Ставить или класть электроинструмент в безопасном положении .
  2. Работать переносным электроинструментом, следить за питающим кабелем / не допуская его скручивания, завали и других механических действий/.
  3. Не производить частичную разборку и регулировку режущего инструмента без отсоединения электроинструмента от питающей сети.
  4. Не переходить с одного участка работы на другой с невыключенным электроинструментом.
  5. Хранить электроинструмент в определенном месте.

 

 

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

 

  1. отключить электроинструмент от сети, отсоединить заземление и очистить его от пыли и грязи. Очистку производить сметкой.

 

 

« УТВЕРЖДАЮ»                                                                            « СОГЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                                   ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

_____________Н.В.ЕДОМСКАЯ                                ______________________

«1»  СЕНТЯБРЯ  200__Г.                                             «1»  СЕНТЯБРЯ  200___Г.

 

И Н С Т Р У К Ц И Я №

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ РАБОТ.

 

1.      Все работы по сборке или монтажу приборов, электродвигателей и электротехнических схем следует производить на рабочих местах без напряжения. Перед началом работы необходимо обеспечить сеть /вывинтить предохранитель, разомкнуть рубильник и т.п./. Надо помнить, что напряжение тока свыше 12 вольт, силой тока в 0,1 ампер в сырых и 36 вольт, в сухих помещениях при несоблюдении правил электробезопасности опасно для жизни человека.

  1. Проверку собранных схем следует проводить на одном из рабочих мест оборудованных вариатором /автотрансформатором/, а также оснащенных средствами защиты /резиновые перчатки, коврик, калоши, очки, исправная контрольная лампа- пробник/.
  2. Основной причиной несчастных случаев являются оголенные провода, работа с приборами под напряжением. Включать только  готовую схему можно лишь после осмотра и разрешения учителя.

 

 

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ.

 

1.      Правильно надеть спецодежду /фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет или косынку. При этом следует тщательно подбирать волосы и заправлять концы косынки./

  1. Разложить на рабочем месте инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном учителем. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
  2. Проверить состояние инструментов. Ручки плоскогубцев, кусачек и т.д. должны иметь изолированное покрытие. Рукоятки отверток должны быть из изолированного материала. Пользоваться инструментами только по назначению.
  3. Подготовить материалы и разложить их на рабочем месте так, чтобы все было на виду и не мешало в работе.

 

 

ВО ВРЕМЯ  РАБОТЫ.

 

  1. Монтировать или собирать электрические схемы, производить в них нереключение можно лишь при отсутствии  напряжения.
  2. Схему собирать так, чтобы провода не перекрещивались, не были натянуты и не скрещивались петельками.
  3. Припайки использовать в качестве флюса канифоль. Строго выполнять инструкцию по технике безопасности при электропаянии.
  4. При работе возле электрических приборов и машин следить, чтобы руки, одежда и волосы не касались вращающихся деталей и оголенных проводов.
  5. Собранную монтажную схему разрешается включать только после осмотра её учителем.

 

 

 

  1. Запрещается проверять наличие напряжения пальцами.
  2. Во всех случаях обнаружения поврежденной электропроводки, оборудования, измерительных приборов надо немедленно выключить рубильник и поставить в известность учителя.

 

 

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТ

 

  1. Выключить рубильник. Отключить схему /прибор/ от питания электротоком.
  2. Измерительные приборы, инструменты положить так, как были первоначально до работы. Проверить их состояние.
  3. Убрать рабочее место от отходов, пыли и лишних деталей. При уборке пользоваться сметкой – щеткой.
  4. Привести в порядок и спецодежду в порядок.
  5. Из кабинета выходить с разрешения учителя.

 

 

« УТВЕРЖДАЮ»                                                                              « СОЛАСОВАНО»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ                                                 ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК

___________-Н.В.ЕДОМСКАЯ                                 ____________________________

«1»  СЕНТЯБРЯ 200___Г.                                          «1»  СЕНТЯБРЯ   200____Г.

 

 

И Н С Т Р У К Ц И Я №

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛА .

 

 

 

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ.

 

  1. правильно надеть спецодежду /фартук с нарукавниками ли халат и головной убор – берет или косынку/. При этом следует тщательно прибрать волосы и заправить концы косынки.
  2. При рубке металла надеть очки.
  3. Проверить наличие инвентаря /совок, сметка, щетка для чистки напильников, сидение, подставная решетка/.
  4. Проверить состояние инструментов индивидуального пользования, разложить их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщить об этом учителю.
  5. Проверить состояние верстачных тисков / губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана/.

 

 

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

 

  1. Прочно закрепить обрабатываемую деталь в тисках. Рычаг тисков опускать плавно, чтобы не получить травму рук.
  2. Работу выполнять только исправными, хорошо отложенными инструментами.
  3. Во избежание травмирования необходимо следить ха тем, чтобы:

Ø      поверхность  бойков молотков, кувалд была выпуклой, а не сбитой;

Ø      инструменты /напильники и др./, имеющие заостренные концы – хвостовик были снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы, без расколов и трещин;

Ø      зубило имело длину не менее 150 мм, причем оттянутая его часть равнялась 60-70 мм;

Ø      при работе напильниками пальцы находились на поверхности напильников;

  1. Не проверять пальцами количество опиливаемой поверхности.
  2. Не применять ключей, имеющих зев большего размера, чем гайка, не удлинять рукоятку ключа путем накладывания / захвата/ двух ключей.
  3. Слесарными инструментами пользоваться только при их прямому назначению.
  4. При резании металла ножницами придерживать отрезаемую заготовку из листового металла рукой в перчатке / рукавице/.

 

 

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

 

 

  1. Проверить состояние инструментов и в случае неисправности их доложить учителю.

 

 

 

2.      Привести в исправное состояние инструменты /снять заусеницы на молотке, зубиле, керне, очистить напильники от стружки/.

  1. Тщательно убрать рабочее место / стружку и опилки и не сдувать и не смахивать руками/. Отходы сложить в специальный ящик.
  2. Положить инструменты в том порядке, который установил учитель.
  3. Во избежании порчи насечек на губках тисков не зажимать их плотно, оставлять зазор в 1-2 мм.
  4. Привести себя в порядок.
  5. Из мастерской выходить с разрешения учителя.

 

 

 

             НАЗАД

 

Сайт управляется системой uCoz