Никто не забыт, ничто не забыто

( на литературном материале).

 

                                                  (Сочинение ученицы 10 класса гуманитарного профиля Борисовой Марины).

 

 Никто не имеет права  сказать,

 что знает войну досконально.

 Каждый из нас знает какую-то её частицу.

 Войну в целом знает народ,

 и народ надо расспрашивать о ней.

К. Симонов

 

   Семидесятилетний юбилей Победы – радостный и светлый праздник. И все же, как повелось, торжество Дня Победы в нашем доме всегда со слезами на  глазах, ведь столькими потерями оплачена та победа. Семьдесят лет минуло с той поры, когда отгремел салют, возвестивший о победе советского народа в Великой Отечественной войне, но память вновь и вновь возвращает нас в огненные военные годы.

   Сегодня, в канун шестидесятилетия Победы, военная  тема в литературе воспринимается как глубоко современная, потому что живы ещё непосредственные участники и свидетели событий войны, хотя их становится всё меньше. Проблема сохранения памяти о войне не приобретает в нынешних условиях особый нравственный смысл.

   Проблема исторической памяти очень непроста, время вносит в неё свои  коррективы. По образному выражению А.Адамовича, память имеет свойство «выцветать», на трагическое накладывается воспоминание о победе, потери как бы восполняются воспоминаниями о собственной молодости, о перспективах открывшейся после войны жизни. Поэтому живые голоса людей из войны уже не воссоздашь, но можно ещё отыскать какие- то документы, ещё раз обратиться к мемуарам, письмам – в них правда о войне. Став основой документальных книг о Великой Отечественной войне, правда факта никогда не утратит своей значимости. Факт – вещь неоспоримая.

   Документальные книги о Великой Отечественной войне, я думаю, самые точные хранители военных событий и судеб. Одна из них – «Брестская крепость» С.С.Смирнова, удивительно сильная и трагическая по материалу, по накалу, с которым рассказывается о событиях  начала войны. И в то же время удивительно скромная по самой манере рассказа. Это книга – поиск, книга – расследование, поэтому автор постоянно ведет разговор с читателем от первого лица. Но «Я» С.С.Смирнова выполняет чисто служебную роль: ни разу в этой книге он, участник Великой Отечественной войны, не упоминает о совсем нелегком фронтовом пути, не «переносит» свой личный опыт мысленно на Брест. Писатель  воссоздает подвиг героев Брестской крепости, ведь именно здесь впервые был остановлен враг, были первые в войне контратаки наших  бойцов, врагом был отдан первый приказ об отступлении и переходе к обороне ( пусть всего лишь на сутки!), в небе над Брестом был совершен первый воздушный таран, а в самой крепости безымянные бойцы бросались грудью на вражеские пулеметы, бьющие из бойниц. Потом о подобных подвигах напишут книги и сложат песни, другим героям воздадут высокие чести, иные имена станут символами отваги и стойкости сражающегося народа, многие, павшие в Брестской крепости, так и останутся безымянными.

   Уже давно в наше сознание врезались слова поэтессы О. Берггольц, высеченные на стене Пискаревского мемориала в Санкт – Петербурге: «Никто не забыт, ничто не забыто». И все же в Брестской крепости на плитах братского военного кладбища, возникшего в результате послевоенных раскопок, более чем в восьмидесяти процентах случаев значится:    «Неизвестный. Неизвестный» А ведь это – Брест, трагедия и героизм первых сражений.

Мы помним, как спешил со своими поисками неизвестных героев до самых последних дней жизни С.С.Смирнов, неустанно повторял, обращаясь к себе: «Успеть записать!» И все- таки не  успел. Так же, как не успел записать всё о живых и мертвых участниках войны К.Симонов.

    Будучи военным корреспондентом, журналистом не только по должности, но и по призванию (одну из своих послевоенных книг он, общепризнанный прозаик, поэт и драматург, так и назвал – «Остаюсь журналистом»), Симонов прекрасно понимал важность документальной фиксации увиденного и пережитого на войне. В 1946 году писатель опубликовал довольно значительную (и крайне драматическую) часть дневниковых записей 1941 года под названием «Минское шоссе», вызвавшую очень широкий интерес читателей.

В них Симонов показал гигантский размах на Восточном фронте, потребовавший колоссальных усилий советского  народа  и стоивший колоссальной крови.

Каждая запись военных лет снабжена комментариями, каждый факт осмыслен в сцеплениях с другими и   оценен с точки зрения послевоенного взгляда на события.

   Это авторская позиция укрепилась в большом двухтомном издании «Разные дни войны». В близкой к дневникам повести «Мы не увидимся с тобой…» генерал Ефимов говорит: «Воевать мы научились, теперь нам нужно научиться над войной думать»Да, нашему поколению надо «научиться думать над войной». Размышления над причинами войн, их стратегией и тактикой, последствиями – это целая наука, которую, похоже, сегодня многие ответственные военные мужи знают неудовлетворительно. Видимо, уроки К.Симонова для них прошли бесследно. «Нельзя идти вперед по трупам, надо идти вперед на уме и на огне. Прикройтесь одним батальоном, а остальными силами обходите», - вот какой урок дает  командующий тридцать восьмой армией Москаленко в разговоре с Симоновым.

   «Брестская крепость» С.Смирнова и «Разные дни войны» К. Симонова – книги достаточно давние, но и сегодня мы берем у них нравственные уроки. И самый главный, по – моему, - всеми возможными и невозможными силами противостоять безумию войны.

   Я не могу спокойно читать документальные повествования « Я из огненной деревни» и «Блокадная книга» (А. Адамович, Д. Гранин). Книги эти для многих должны стать своеобразной «чертой», заглянув за которую не сможешь воспринимать свои собственные знания о войне.

   «Я из огненной деревни» - книга об «одном дне», «о мгновенном акте» убийства. Хатынь, Борки, Карацевичи, Шалаевка, Дары, ещё одни Борки и ещё … мелькают названия белорусских деревень и поселков. А в них утомительно однообразно, по раз и навсегда заведенному распорядку действуют каратели. И звучат, и звучат удивительно разные голоса людей, которых убивали, жгли, которые в буквальном смысле слова вставали из пепла. Голос матери: «Сынок, что же ты в резиновую обутку оделся, знаешь, ножки в резине долго гореть будут?»

Голос четырехлетнего ребенка, увидевшего, как запалили сарай: «Мама, наши глазки сейчас выскакивать будут?»

И воспоминания несгоревших: «Немцы церковь подпалили, мы все, мы все, которые на улице, слышим, как люди там летают…» Люди говорят каждый о себе, но все время «мы», «нас били», «нас жгли», «ловили нас по болоту».

   «Тем самым каждый рассказ уже ставит себя в ряд других, требует, зовет другие рассказы, другие судьбы», - говорит А. Адамович. «Что бы мы ни знали, ни читали о фашизме, - пишут соавторы книги «Я из  огненной деревни»,  - эти люди фашизм увидели ближе нас, увидели совсем вблизи - оскал «сверхзверя» в ту минуту, когда уже ничего не стояло между фашизмом и его жертвой, и тот открылся весь, со всем, что в нем было и чего больше не было».

Рассказы  белорусских крестьян – это рассказы не просто « уберегшихся»,                       «выживших», а победивших смерть. Их забыть невозможно!

   «Блокадная книга» - о  девятистах днях Ленинграда, пережившего агонию блокады. И вновь голоса, нацеленные в самые «болевые точки» человеческого сознания:

   «Умираю! Умираю!» - это крик попугая, на несколько дней пережившего хозяев, замерзших в своих постелях («Как ямщик в степи»). История матери, вскрывшей себе вену, чтобы накормить (видимо, в последний раз) грудного ребенка. И из этой агонии город вышел победителем!      

И даже тем, кто всё хотел бы сгладить

В зеркальной, робкой памяти людей,

Не дам забыть, как падал ленинградец

На желтый снег пустынных площадей.

 

   Это стихи О. Берггольц, созданные в 1946 году. Если бы всё зависело от литературы!

   Проблема забвения и тревожной памяти – одна из главных сегодня. «Никто не забыт, ничто не забыто!» Нет, это далеко не так! Многие и многое забыто! Многие воспоминания, факты теперь почти невозможно восстановить, и поэтому жить наедине с совестью особенно теперь, в преддверии семидесятилетия Победы, очень тяжело. Душу гложет чувство вины и перед седыми  ветеранами второй мировой, и перед теми, кто остались через 70 лет «неизвестными».

   Мы перед ними в неоплатном долгу. И, встретив редких уже среди нас ветеранов войны, первым делом необходимо поклониться им. Памятники останутся, у них служба долгая. А люди уходят. Исполнив предначертанное им на роду, они тихо покидают нас. И, глядя на гранит, на яркие холсты и полотна, получше бы всмотреться в лица стариков ветеранов. Завтра их может не быть:

 

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

А. Твардовский

                                                 

 

 

Трудовой подвиг народа в годы Великой Отечественной войны

(на документальном материале).

                         (Сочинение ученицы 10 класса гуманитарного профиля Алтуховой Марины).

 

 

Всем, что есть у тебя живого,

чем страшна и прекрасна жизнь, -

кровью, пламенем, сталью,

словом,-

задержи врага. Задержи!

О. Бергольц.

 

Нет, не забудем никогда тех,

кто сеял, жал, косил,

ковал, давал оружие солдатам,

кто между делом успевал

послать на фронт кисет ребятам.

А.Овчинников.

 

  Семидесятилетие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне – один из самых волнующих и     дорогих сердцу каждого русского человека юбилеев. Мы будем торжественно отмечать эту дату вместе со всеми свободолюбивыми народами, со всеми честными людьми Земли.

Шестьдесят лет – срок очень небольшой в масштабе мировой истории. Но и очень значительный, когда речь идет о жизни человеческих поколений. Кажется, еще совсем недавно поэт – фронтовик С.Орлов писал, как об очень отдаленном:

Когда это будет, не знаю,

В тени благоствольных берез

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без слез.

Поднимут старинные марши

Военные трубы страны,

И выедет к армии маршал,

Не видевший этой войны.

   Такое время подступает . Наши родители – внуки , а мы – правнуки поколения, вынесшего на своих плечах тяготы военного времени. Но и сегодня для многих людей, не видевших войны, в их сознании она не становится только историей, если сжато сформулировать то главное, что определяет отношение к событиям и итогам ВеликойОтечественной войны, то это можно выразить двумя словами: память и ответственность. Память о прошлом, о пятидесяти миллионах человек, не дошедших до 9 Мая 1945 года, о ветеранах второй мировой, редких уже среди нас, об усилиях  народа, вступившего в противоборство с фашизмом. Один из самых страшных итогов войны – семьдесят процентов мирных жителей от общего числа погибших. О них должен свято помнить мир спасённый. Ведь победу над  фашизмом ковали не только на фронте, но и в тылу, не только взрослые, но и дети, школьники военных лет.

   Летом я посетила Воронежский областной краеведческий музей. Меня до глубины души тронули материалы о фронтовых годах молодежи тыла нашей области. Об этом рассказывают и ломкие листы документов облгосархива.

   В этот первый страшный день войны по области прокатилась волна митингов и собраний, на которых молодое поколение давало клятву ещё теснее сплотиться вокруг КПСС, ещё самоотверженней, с удвоенной энергией трудиться на своих участках. Так, например, в одном из цехов завода «Электросигнал»собрание состоялось 22 июня в 14.00 часов. После него молодые рабочие Филатов, Симаков, Чеботаре и другие показали образцы социалистического труда, перекрыв  нормы выработки на двести процентов.

   Поблескивая свежей краской, выходили с  завода  имени Дзержинского на линю досрочно отремонтированные паровозы, и  их сразу отправляли на фронт.

   Работу, которую до войны выполняли три – четыре человека, теперь, как, правило, стал выполнять один. Трудно даже представить себе это!

   Стахановка завода имени Ленина Т.А. Бегина предложила работать в выходные дни на оборону страны. Её почин был подхвачен на предприятиях и в колхозах области, воронежцы работали без отдыха.

   Из колхозов и совхозов ушли на фронт механизаторы, остро ощутился их недостаток. Студенты Воронежского СХИ обратились ко всей учащейся молодежи города с призывом – организовать краткосрочные курсы по подготовке комбайнеров, трактористов из числа студентов и учащихся для оказания помощи сельским труженикам на предстоящей уборке урожая.

   В ноябре тысяча девятьсот сорок первого года комсомольцы Воронежского железнодорожного узла выступили с замечательной инициативой – призвали молодежь начать сбор средств на строительство танковой колонны имени Ленинского комсомола. Их призыв подхватили молодые рабочие других железнодорожных станций, комсомольцы городов N и сел области. Газета « Правда» от 23 ноября 1941 года писала: « Комсомольцы и молодежь Воронежа внесли в фонд строительства танковой колонны имени ВЛКСМ 128 тысяч рублей» Удивительно то, что эта сума была собрана всего за три дня.

   Уже в первые месяцы войны молодежь области приступила к сбору теплых вещей для бойцов Красной Армии, зачинателями  которого выступили электросигнальцы! Женщины и школьники стегали ватники, вязали носки, перчатки, свитера, шили шапки и всё отправляли на фронт. Комсомольцы Коминтерновского  района наравне со взрослыми собирали деньги, покупали овчины и шили меховые телогрейки.

   В ноябре тысяча девятьсот сорок первого года началась эвакуация промышленных предприятий Воронежа, и сотни комсомольцев допризывного возраста грузили оборудование и уезжали в глубь страны, чтобы и там, вдали от родных , продолжить трудиться для фронта, для победы.

   Трудным был тысяча девятьсот сорок второй год. В связи с эвакуацией промышленных предприятий, части сельскохозяйственной техники и инвентаря многие работы приходилось выполнять вручную Всю основную тяжесть вынесли на своих плечах женщины, старики и дети. Мы, нынешние сытые благополучные ребята,, должны знать об их работе, сознавать цену куска военного хлеба и котелка картошки. Школьники наравне со взрослыми работали на прополке посевов и уборке урожая, на вспашке пара, носили снопы, подвозили воду, собирали колосья. Так, около двух тысяч учеников трудилось на полях Старокриушанского района.

  В селе Старая Криуша были созданы пионерские отряды и  звенья по сбору колосьев, которыми руководили активные комсомольцы – Маруся Глушко, Аня Володина, Оля Оболенская и другие. Только за несколько дней августа 1942 года отряды намолотили из колосьев тонну зерна.

   В 32 районах области на колхозных полях работали  тринадцать тысяч человек из числа молодежи, и уборка урожая 1942 года прошла организованнее , чем в первый год войны.

   Дальнейший размах среди молодежи в 1942 году получил сбор денежных средств на строительство военной техники. Одна лишь Аннинская школа собрала на строительство танков более десяти тысяч рублей, а колхозники Талового района, собравшие более 300 тысяч рублей, внесли предложение о сборе средств на постройку танковой колонны «Воронежский колхозник». И за короткое время было собрано почти 80 миллионов рублей. В документах облгосархива храниться один , на мой взгляд, очень трогательный: октябренок первого класса Борисоглебской школы Миллер А. собрал сто восемьдесят рублей на постройку самолета «Юный октябренок», за что получил благодарность от Сталина.

   Зимой 1942 – 1043 года на территории области шли бои, и многие наши воины получили ранения. В городах и районах открывались госпитали, в которых школьники ухаживали за ранеными бойцами, давали для них концерты.

   Широкий размах получило донорство, ведь кровь доноров спасала жизни многих раненых бойцов. Я преклоняюсь перед донорами военного полуголодного времени, которые , не щадя своих сил и здоровья, помогали героическому фронту своей кровью, в тылу не жалея жизни для разгрома врага.

   На территории Воронежской области было широко развернуто партизанское движение. Так, например, колхозник Коротояка Манаенко и его внук Петр чуть ли не на глазах у немцев переправили через Дон более ста красноармейцев и командиров, выходивших из окружения.

   Об одной простой крестьянке А Трофимовой, жительнице Коротояка, помогавшей нашим бойцам переправляться через Дон, написал рассказ «Антониха» В.М. Песков.

   К концу января 1943 года Красная армия полностью освободила от фашистов районы области, и началась огромная восстановительная работа. Пионеры обеспечивали скот кормами, помогали ремонтировать упряжь , устраняли неисправности на фермах.

   В Воронеже к началу апреля 1943 года школьники собрали семьдесят тысяч книг, и сорок тысяч экземпляров было передано областной библиотеке, открывшейся уже в апреле.

   В области восстанавливали и ремонтировали школы, и к концу 1944 года более трех тысяч из них уже приступили к работе. Недавно я узнала о том, как восстановили разрушенную школу на окраине Воронежа, у Задонского шоссе. Оказывается, её восстановили дети с помощью взрослых менее чем за шесть месяцев. Когда стало не хватать гвоздей, пионеры младших классов Шура Вашкевич, Артур Дьяков и другие организовали бригаду, которая за несколько дней в развалинах соседних домов собрала сто килограммов гвоздей. Учащиеся также заготовили более трехсот кубометров дров для отопления школы.

А  разве можно не знать о том, как десятки тысяч школьников вышли на весенний сев 1944 года! Объединенные более чем в тысячу триста молодежных комсомольских звеньев, они самоотверженно трудились на полях области, и менее чем за неделю сев был завершен. За досрочное проведение весеннего сева 1944 года Воронежской области было вручено переходящее Красное знамя Государственного комитета Обороны. Это высокая оценка Родины – свидетельство самоотверженного труда колхозного крестьянства, среди которого было много молодежи.

   Шестьдесят лет активной жизни людского поколения  после войны. Непосредственных участников и свидетелей войны, среди которых и труженики тыла, становится все меньше. И мы , их внуки и правнуки, должны свято хранить в глубине своих сердец героический подвиг, который они совершили. Замечательный педагог, ветеран Великой Отечественной войны В.А. Сухомлинский писал: « От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к труду на благо Родины».

  Нет, не забудем никогда тех,

кто сеял, жал, косил,

ковал, давал оружие солдатам,

кто между делом успевал

послать на фронт кисет ребятам.

А.Овчинников.

(

 

Назад

На главную

 

 

 

 

                                  

Сайт управляется системой uCoz